СУДЯ ПО НОВИНКАМ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ, наши шоураннеры нащупали новую, адекватную духу времени и рейтинговую тему — ей стала женская неверность, полигамность и полиамория. Прогремевший осенью сериал «Измены» о дизайнере Асе, у которой кроме мужа есть три любовника, закончился месяц назад, но проблему обозначил более чем. Новую порцию масла в огонь должно подлить телешоу «Двойная сплошная» о женщине, живущей на две семьи (оно стартовало вчера на телеканале «Домашний»), и комедийный сериал ТНТ «Озабоченные, или Любовь зла», в котором девушки тоже не отказывают себе в праве на сексуальную свободу.
Идея о том, что изменять могут в равной степени и мужчины, и женщины (причем осознанно и из разных побуждений), попала четко в больное место. Реакция на характер и поступки главной героини «Измен» — отличный пример того, как поп-культура запускает важный разговор. В данном случае о гендерных стереотипах и том, что «позволено» мужчине и «не позволено» женщине. «Спать с левой телкой — одно, пытаться жениться на бабе, которую одновременно трахают несколько мужиков, — верх идиотии» и «Женщина, которая прыгает по рукам и пытается строить из себя мужика» — такие комментарии после просмотра шоу оставляли телезрители обоих полов. И конечно, из глубин коллективного бессознательного полились рассуждения о том, что мужская измена — «просто секс», а женская — это всегда предательство и крайняя степень человеческого бесстыдства, поэтому нельзя ставить два этих явления в один ряд.
Мы поговорили со сценаристками «Измен», «Двойной сплошной» и «Озабоченных» о том, как с их помощью телегероини начали брать свою личную жизнь в свои руки, о чём это говорит и почему мужья-изменщики всегда выглядели на экране в порядке вещей. А также попросили специалисток в области психологии, социологии и гендера прокомментировать проблему.
ТЕКСТ: Настя Полетаева
ДАРЬЯ ГРАЦЕВИЧ
сценаристка сериала «Измены»
По-моему, у женской измены всегда есть более глубокие причины. Я не знаю ни одной женщины (и даже не слышала ни об одной женщине), которая сказала бы: «Ой, ну я изменила просто потому, что так получилось». Позиция «у Аси была обида на мужа за то, что много лет назад он сам ей изменил, и вот она посредством своих измен ему как бы мстила» — это спрямление. На самом деле Ася, конечно, мужа давно простила, иначе бы она просто не вышла за него замуж и столько лет с ним не прожила. Но мы же не книжка, в которой — раз! — и началась новая страница. Да, она его простила, но дальнейший брак всё равно был неудачным по разным причинам. Я не считаю, что Ася поступает на протяжении сериала умно. Нет, она ведет себя очень глупо — ровно так же, как и большинство людей, неважно, умные они на самом деле или нет. Просто жизнь сложнее, чем схема «мне четырнадцать лет назад изменили, поэтому теперь я тоже буду всем изменять».
И продюсер,
и режиссер предлагали мне наказать Асю
и закончить сериал тем, что ее
все бросили
В случае с Асей измена — это один из симптомов целого комплекса проблем. Я старалась, чтобы там не было секса ради секса. Позиция ее мужа Кирилла, который изменил, потому что «взял то, что плохо лежало»… Я сделала так, чтобы женщины так не поступали. Для кого-то женщина, которая спит в машине на проселочной дороге с первым попавшимся мужчиной, — это проституция. Для меня это признак больших психологических проблем. И Ася делает шаг из этих проблем в комфортную для нее схему, которая будет работать хотя бы какое-то время. Никто же не говорит, что Ася выйдет замуж за мужчину, с которым осталась в итоге, и проживет с ним до конца жизни. Просто только он после всего, что случилось, после всего, что он о ней узнал, проявил к ней простую человеческую доброту. Это — метафора того, что у любого из нас есть шанс. Что бы ты ни натворил и как бы ты себя ни вел, всегда может прийти человек и спросить: «Хочешь конфету?» А дальше всё в твоих руках. Может, ты и это испортишь. А может, и нет.
Весь ужас в том, что люди были бы, в общем-то, не против такого сериала, если бы он иначе закончился. Им был нужен конкретный посыл: «Если вы будете поступать, как она, вас убьют, вас все бросят, вы будете лежать на помойке одна». Этого хотели даже создатели сериала. И продюсер, и режиссер предлагали мне закончить сериал тем, что все Асю бросили, отказались от нее, и она пошла в новую жизнь одна. Просто они тоже мужчины и они тоже считали, что правильнее было бы Асю наказать. Нет, они всё поняли, осознали, как всё бывает сложно. Но первое, что они мне сказали: «Она должна быть наказана, потому что измены — это плохо».
АЛЕКСАНДРА СУЧКОВА
психолог-консультант Московского института групповой и семейной психотерапии и психологии
«Измены» так шокировали зрителей, потому что в нас всё еще говорят отголоски христианской культуры, которая воспитывает потребность в женском чистом, материнском образе хранительницы очага. И понятно, что в этой патриархальной системе координат женская измена будет рассматриваться как нечто шокирующее. Но и в женской измене, и в мужской работает один и тот же механизм: «Мне нужно почувствовать себя полноценным за счет обожания, за счет физической притягательности». Я бы сказала, что три любовника в сериале — это размер неуверенности в себе. Может быть, последствия какой-то серьезной детской или юношеской травмы. Потому что нужно очень определенным образом воспитывать ребенка, если ему потом понадобилось три любовника, чтобы чувствовать себя хорошо.
В случае с супружеской изменой никогда нельзя говорить, что кто-то из партнеров виноват. Тут можно говорить только про зрелое или незрелое отношение друг к другу и к браку. С точки зрения незрелых женщин и мужчин, брак — это игра. Например, вечная история, когда мужчины рассказывают любовницам: «Жену я не люблю и живу с ней ради детей», — это на самом деле совершенно незрелая история. Взрослый человек не будет находиться там, где не видит смысла находиться. Мы достаточно сложные, чтобы хотеть не просто соития, но и чего-то еще от отношений в этой жизни. А расщеплять — это значит намеренно оставаться подростком, который пробует жизнь на вкус, и у него всё впереди. Но когда этот подросток женат или замужем и ему, скажем, сорок лет, это грустно.
В нас всё еще
говорят отголоски христианской культуры, которая воспитывает потребность
в чистом образе хранительницы очага
Измена, как и многое другое, изначально связана с родителями, с семьей, с воспитанием. В России вообще сложно с передачей опыта отношений следующему поколению, потому что институт брака в начале двадцатого века у нас был сильно травмирован. При удачных раскладах желание быть любимой и обожаемой (без привязки к желанию любить и обожать кого-то другого) добирается еще в детстве, в семье — от мамы и, особенно, папы (в случае с девочками, для которых это первый мужской образ). А если желание постоянно чувствовать обожание и видеть его доказательства, не давая ничего взамен, сохраняется и во взрослой жизни, то нужно с этим что-то делать, иначе и мужчины, и женщины могут остаться с этой своей подростковой потребностью одни.
Чтобы такого не произошло, оба родителя должны относиться к своему мужскому и женскому началам с уважением, друг к другу — как к мужчине и женщине, с уважением и любовью, не должны скрывать своих чувств, нужно даже ругаться и мириться при детях. Так ребенок с детства догадывается, что папа с мамой любят друг друга, учится тому, что допустимо, а что нет. А различные отклонения: полный отказ от выражения чувств при ребенке, неуверенная в себе мама, которая неосознанно конкурирует со своей дочерью, папа, который на маму поднимает руку или вечно работает и не принимает участия в воспитании, или бросает жену в трудной ситуации и уходит, или не принимает взросления дочери и орет на нее за то, что она накрасилась «как проститутка», — это сыграет в будущем свою роль. И может стать причиной неудовлетворенности как собой, так и другими мужчинами.
ВАЛЕНТИНА ШЕВЯХОВА
член сценарной команды
сериала «Двойная сплошная»
В основе сценария — история женщины, у которой было две семьи и два гражданских мужа. Лично мне было интересно провести такой творческий эксперимент, представить себе: возможно ли, что у женщины будет два мужа? Я даже погуглила в надежде, что есть какие-нибудь скандальные заметки о таких вот «двоемужках». Не нашла. Но тех, у кого есть любовники, многолетние любовники, или тех, кто много лет находится в отношениях с двумя мужчинами, — таких много. Писать было сложно, я вам честно скажу. Сложнее всего мне было понять главную героиню. Каково это — любить двоих и жить двумя жизнями? Такие эксперименты для сценариста обычно ничем хорошим не заканчиваются — это ужасным образом отражается на личной жизни.
Со вторым мужем героиня добирает то, что недополучает от первого, и наоборот. Это как раз очень классическая история, потому что измена — это всегда поиск того, чего нет в твоих отношениях. Наша Анна просто не могла лишиться той жизни, которая у нее уже была с первым мужем: семьи, совместного прошлого. Но при этом ей в этом браке страшно не хватало легкости, радости, веселья и, главное, веры в себя. Она для себя внутренне разделила: в этой семье я буду родителем, а в этой — женой.
Наше общество всё еще очень патриархально. По-прежнему считается, что мужчине секс нужен больше, чем женщине, что для мужчины естественно быть «ходоком» и что нужно прощать его за измены. А женская природа, предполагается, другая, и, соответственно, когда женщина изменяет — она идет против своей природы, более того, против всех семейных устоев и наносит им пощечину. Но я не придерживаюсь взгляда, что мужчинам биологически необходимо больше секса или что они полигамны от природы. Я вообще считаю, что брак — это вещь культурная и, более того, договорная. Это уровень надбиологического существования.
ВЕРОНИКА ЛЕОНОВА
психоаналитик, специалист
по гендерной психологии
Есть такое общепринятое мнение, что мужчины относятся к сексу легко и просто, исключительно как к физиологическому акту. Поэтому мужская измена — это якобы просто физиология без эмоциональной вовлеченности. Но мужчины — не лишенные чувств секс-машины. Здесь всегда есть важные внутренние проблемы, которые мужчина пытается разрешить, используя секс как инструмент, часто они связаны с темами власти и контроля. Женская измена не отличается от мужской по механике. И женщины, и мужчины нагружают секс дополнительными смыслами в зависимости от особенностей своего воспитания, своего сексуального опыта, своих психологических особенностей и вне зависимости от пола. Но женская измена несет гораздо большую угрозу традиционному обществу.
Чтобы традиционная семья продолжалась в том виде, в котором она сейчас продвигается, от женщины требуется покорность и повиновение главе семьи, мужчине. Сексуальная измена — это лишь один из примеров неповиновения, это проявление своей воли и своих желаний. Это опять же не про секс сам по себе, а про власть: кто главный и кто распоряжается сексуальностью женщины. В традиционной семье главный — мужчина, и именно он решает кто, с кем и когда занимается сексом, мнение женщины здесь вторично. Вот поэтому изменяющая женщина и клеймится «шлюхой», «проституткой», кем угодно — если женщины начнут сами распоряжаться своей сексуальностью, традиционная модель семьи этого не выдержит.
Если женщины начнут сами распоряжаться своей сексуальностью, традиционная модель семьи этого не выдержит
Механика измены проста и, как правило, завязана на том, что существующие отношения не удовлетворяют какую-либо из потребностей человека: в заботе, во внимании, в интересном собеседнике и так далее. Измена — это, по сути, попытка сохранить статус-кво, то есть сохранить отношения, добрав недостающего за их пределами. В традиционном обществе принято считать, что изменяющий мужчина «добирает» секса, а изменяющая женщина — любви и внимания. За чем ясно проглядывают образы мужчины-мачо, которого интересует только секс, а эмоциональная сторона человеческих отношений для него темный лес, и нежной женщины, которой секс нужен не сам по себе, а только в приложении к браку с заботливым и любящим мужчиной и только потому, что это важно для него. В реальности бывают разные мужчины и разные женщины. Эмоциональная сторона отношений важна людям вне зависимости от пола, так же как и секс. Мужчины могут изменять потому, что не чувствуют себя ценимыми своими партнершами. Женщины могут изменять потому, что хотят сексуального разнообразия. То, что добирается за пределами отношений, зависит не от пола, а от того, чего данный конкретный человек ощущает себя лишенным.
ИРИНА ДЕНЕЖКИНА
писательница и сценаристка сериала
«Озабоченные, или Любовь зла»
В «Озабоченных» есть девушка Алёна — она изменяет своему парню Сереже, который ушел в армию. Алёна просто ищет для себя лучший вариант: в Сереже ее не устраивает его происхождение, скромная зарплата и простота. Он в конечном итоге всё узнаёт, но всё равно Алёну прощает — боится, что не найдет больше такую, «с сиськами и губами». Алёна тоже боится, что не найдет никого лучше — и к своему Сереже возвращается. Он не смотрит на нее как на предавшую его женщину, с которой ему придется потом жить, это для него слишком сложно. Сережа думает как раз про сиськи. Думает, что у них потом появится ребенок и Алёна будет сидеть с ним дома, ужин готовить и полы мыть.
Никакие угрызения совести Алёну не мучают. Это такой подход к отношениям, когда партнера выбирают как машину, и этого подхода из всех героинь придерживается только Алёна. Например, Саша, главная героиня, более романтичная, для нее любовь — это волшебство, и лично мне ее взгляды ближе. Но у Алёны всё тоже складывается хорошо, потому что жизнь сложная и в ней работают любые теории, даже противоречивые. От своего Сережи она не уходит, потому что боится остаться ни с чем. Женщинам вообще сложно оторваться от мужчины и уйти в никуда, и наша Алёна сначала хотела подготовить почву. Для Алёны наличие мужчины — это статус. И потом в кругах, к которым она близка, Сережа считается не слишком плохим: у него есть квартира, он служит в ВДВ, он красивый, чем-то-занимается. Но вообще то, что женщина без мужчины себя чувствует неполноценной и бросается на всех подряд, — это проблема. Такой взгляд на вещи постепенно уходит в прошлое, только очень медленными шажками. А женская измена как таковая, по-моему, от мужской ничем не отличается. Если ты изменяешь — значит, тебя что-то в жизни не устраивает, но ты боишься ее поменять.
ПОЛИНА ДЯЧКИНА
социолог
В российском кинематографе не так много женских точек зрения, в частности, женских высказываний на тему семейной жизни. Измена жены — это символ разбитой, не сложившейся жизни мужчины («Левиафан», «Географ глобус пропил»). Или женщина изменяет, потому что влюблена, или в ответ на измену и общее свинство мужа. Если верить мужской антропологии постсоветского кино («В движении», «О чем говорят мужчины», «День радио», «Оттепель»), мужчины скорее бегут в измены, чем активно ищут их. Причем бегут не столько от опостылевших жен, сколько от собственного цинизма и разочарования. Провокационность таких сериалов, как «Измены» сценаристки Дарьи Грацевич или «Краткого курса счастливой жизни» Валерии Гай Германики, не в том, что в них «женщины изменяют», а в том, что авторы дают своим героиням право на кризис среднего возраста, скепсис и трезвую оценку своей жизни. Женщины не «успокаиваются» после свадьбы и рождения ребенка, не живут «от любви до любви»: они тоже маются от тоски, рутины и нереализованности, как и мужчины.
В целом сексуальное поведение женщины регламентировано строже, чем мужское
Нельзя сказать, что в России мужские измены лежат вне фокуса морального внимания. Достаточно почитать сайты психологов и православные форумы — супружеская измена стабильно занимает первое место среди озвученных причин развода, а инициаторами развода чаще становятся женщины. Но в целом сексуальное поведение женщины регламентировано строже, чем мужское. Это касается и добрачной жизни с ее двойными стандартами в отношении числа партнеров, и вечных нападок на репродуктивные права, и обвинений жертв в случаях изнасилований.
Сама структура брака держится на отношениях наследия и праве собственности. Патриархальная семья на протяжении почти всей европейской истории была собственностью мужчины. Конечно, она предполагает двойные стандарты для супругов: женщина живет в моногамном браке, а мужчина — в «гетеризме», то есть владеет семьей и свободно меняет партнерш вне семьи. Женская измена криминальна, потому что посягает на два мужских права: считаться отцом и не тревожиться о наследии; выступать единственным возможным активным субъектом. Принято давать «природные» объяснения этой исторической ситуации.
Сейчас на слуху разного рода квазидарвинистские рассуждения о «полигамности самцов» и «моногамности самок». Но в Средние века, например, женская сексуальность строго контролировалась именно по причине якобы ненасытного аппетита и природной распущенности женщин. Марксисты и радикальные феминистки видели проблему именно в структуре такой семьи и укоренившейся в ней «психике власти», когда мужчина как собственник детей и жены вынужден всеми силами цепляться за статус «главы» и дом превращается в пространство угнетения, подпольной борьбы и лжи.